Музейные коллекции
Создание, становление и первые шаги "Музейного центра «Гамаюн» проходили в самое сложное для страны время — перестройки и переходного периода к рыночной экономике.
Все началось в декабре 1989 года, когда в Москве состоялся съезд мастеров народного творчества, созванный ЦК ВЦСПС. Результатом его стало создание Всесоюзной Ассоциации мастеров народного творчества и художественных ремесел. Такую же Ассоциацию мы создали в Свердловске, объединив мастеров города и области, на ее учредительной конференции 10 февраля 1990 г. Одной из основных целей этого общественного творческого союза являлось создание Музея народного творчества и передача его коллекций в дар городу Екатеринбургу.
Созданная Ассоциация «Гамаюн» начала свою деятельность с организации и проведения выставок и выставок продаж. 10 % от стоимости произведений отчислялись на нужды новой организации, и к 1991 году на накопленные деньги были проведены первые закупы в создаваемый музейный фонд: графические работы Н.И. Варфоломеевой, А.И. Трофимовой, В.С. Белова и В.Б. Городилиной. Затем началось приобретение коллекции живописи, керамической и деревянной игрушки. Многие работы мастерами и художниками дарились, а если продавались, то часто за символическую цену. Конечно, все это стало возможным благодаря неустанному труду и поиску создателя этой музейной коллекции — Нины Арсеньевны Хадери. Талантливый искусствовед, она большую часть своей жизни посвятила работе с народными мастерами и художниками. Более 30 лет проработала она в научно-методическом центре областного Совета профсоюзов. Многие художники и мастера сформировались и стали известны на выставках, которые она проводила, а работы Н.И. Варфоломеевой и А.Н. Коровкина были включены и опубликованы во Всемирной энциклопедии наивного искусства, то есть получили мировую известность.
25 марта 1994 года на основе опыта работы Ассоциации «Гамаюн» было создано муниципальное учреждение культуры — Муниципальный центр народного творчества и художественных ремесел «Центр «Гамаюн», который в июле 2007 года получил статус Музея и был переименован в Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн».
1 марта 1994 года мы вошли в двери нашего дома, на первом этаже которого еще жили люди. Это памятник деревянного зодчества XIX в., в архитектуре которого видно сочетание раннего модерна и русского терема. Он имел только печное отопление, причем большинство печей не работало, на первом этаже было холодное водоснабжение, а свет нам давала 1 лампочка на втором этаже. Нам предстояла большая работа по восстановлению этого памятника архитектуры. Затраты требовались очень большие. Достаточно сказать, что выезжавшие жильцы увозили с собой рамы, двери, электророзетки, а ради печной дверцы обрушили всю русскую печь, которая обогревала первый этаж дома.
Наш рабочий день с сентября до июня начинался с пилки и колки дров. Воду брали из колонки и, натопив три комнатки второго этажа до 8 градусов тепла зимой, мы занимались работой с художниками, готовили выставки, расширяли нашу музейную коллекцию и делали те ремонтные работы по нашему зданию, которые могли выполнить сами, готовя его к приходу специалистов. При этом зарплаты у нас не было год и только весной 1995 года были выделены первые четыре ставки. Но и это было для нас счастьем.
Основная реконструкция внутренних помещений была закончена к новому 2001 году. В конце 1999 года были открыты выставочные залы музейного центра «Гамаюн» и его мастерские: резьбы по дереву, художественного текстиля, керамическая, художественного литья и вспомогательной обработки камня.
Началась работа по подготовке постоянной экспозиции музея. И вот уже в мае 2001 года, когда была закончена экспозиция первого зала и мы могли войти в уже ожидавшую первых зрителей выставку, нас охватило необычайное волнение: мы понимали, что стоим одной ногой в будущем, а другой — в истории и мы добились того, о чем только мечталось холодными зимними вечерами у тлеющих угольков в печке...
26 июня 2001 года музей народного творчества с постоянной экспозицией «Народная картина и игрушка» был открыт для посещения. Начали проводиться мастер классы по различным видам художественного текстиля, народные календарные праздники для детей, консультации для художников и мастеров по различным творческим и технологическим вопросам. Все это позволяет вести постоянный отбор работ для их демонстрации на выставках. Так лучшие работы специалисты отбирают для приобретения в фонды музея, постоянно наблюдая за творческим развитием художников и мастеров. Сама система работы музея выстроена так, что можно посетить с экскурсиями мастерские и узнать, как происходит процесс создания изделия, а в некоторых случаях и попробовать самому выполнить некоторые технологические приемы.
Одна из самых важных идей экспозиции нашего музея — показать зрителям гармоничное видение мира народными мастерами и художниками, дать возможность прикоснуться к красоте привычного мира, где есть все для счастья человека.
директор МБУК ЕМЦНТ «Гамаюн»
Народное искусство — важнейшая часть национальной культуры, без него невозможно самопознание народа как нации. До XX века такое искусство было анонимным, XX век дал нам имена художников и мастеров, возможность по-другому посмотреть на их творчество, увидеть мудрость народа, вложенную в работы
Народная картина, особенно в той ее разновидности, в которой нашло отражение крестьянское мировосприятие, исчезает: мастера уходят из жизни, некоторые уже не работают из-за преклонного возраста. А ведь народная картина — важнейшая часть народного творчества, в ней с наибольшей полнотой выражен менталитет народа. Такие картины самобытны, они несут в себе элементы мифологизированного сознания. Народный художник не отделяет себя от мира, от природы. Для него свойственен оптимистический взгляд на мир, неподдельная искренность и необыкновенное умение рассказывать о своих мыслях и чувствах. Поэтому художников, представленных в залах Екатеринбургского центра «Гамаюн», объединяет не набор внешних стилистических приемов, а более важное, глубинное качество — народное мироощущение, где точно разделяются позиции добра и зла, нет трагических интонаций, которому свойственна особая серьезность, когда определенное событие, описываемое в картине, воспринимается как неприкасаемое бытие, в котором ничего нельзя изменить, нафантазировать.
Народная игрушка создается более молодыми талантливыми мастерами, возрождающими и развивающими традиции народной игрушки из глины и дерева. Темы и сюжеты для своих работ они черпают из фольклора, из сказок и легенд, из пословиц и поговорок. Мастера народной игрушки несколько по-другому смотрят на этот мир: для них гармоничное соединение человека с природой выступает как нечто сказочное, но, тем не менее, очень привлекательное. В работах таких мастеров присутствует много юмора и даже насмешки не только над героями собственных произведений, но и над собой. Народные мастера, хорошо владеют материалом, из которого делают свои работы, они берут за основу народную уральскую игрушку, традиции дымки и создают уже свою, неповторимую авторскую игрушку.
Уральские рукодельницы — название экспозиции, представляющей коллекцию художественного текстиля, которая начала формироваться с 2002 года. На данный момент в ней представлено более 20 авторов. Яркие образы вязаных картин Р.Т. Классен, вышитых картин Ж.М. Корзняковой и В.Г. Финогеновой; невесомые затейливые кружева А.А. Кунгурцевой, Л.Н. Верещагиной, А.Ф. Литвяк, С.С. Хапаловой; лоскутные коврики Х.Д. Чупраковой и мастерски выполненное панно И.Н. Русаковой, а также сохраняющие народную традицию вышитые салфетки и полотенца Карандаевой Л.Ф. открывают свой удивительно гармоничный мир, где нет ничего лишнего, где природа, красота и человек неотделимы друг от друга.
Нижнетагильский расписной поднос — собрание из коллекции металла, начавшее свое формирование с 2004 года. Но за это время были собраны уникальные подносы, на примере которых можно проследить историю подносного производства на Урале в XX веке, с момента начала возрождения нижнетагильской росписи. В 1977 году тагильские художники принимали участие на Всероссийской выставке-смотре изделий мастеров народных художественных промыслов на ВДНХ. За представленные работы А.В. Афанасьева была награждена бронзовой медалью ВДНХ СССР. Именно этот год считается годом восстановления основ уральской лаковой росписи по металлу. В коллекции представлены первые творческие разработки цветов, птиц, сюжетных композиций, а также самые лучшие образцы нижнетагильской росписи по металлу известных авторов. Именно они путем долгих проб и ошибок из простого бытового предмета возвели поднос в статус произведения искусства.
главный хранитель музейных фондов МБУК ЕМЦНТ «Гамаюн»
Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн» расположен в памятнике архитектуры — усадьбе И.П. Казанцева, которая находится в исторической зоне города, в квартале, ограниченном улицами Гоголя (бывшая Разгуляевская) и Энгельса (бывшая Малаховская), Горького (бывшая 2-я Береговая) и Малышева (бывший Покровский проспект).
Возникновение и начало освоения квартала относится к середине XVIII века. В то время это была территория Банной слободы, образовавшейся на левом берегу реки Исеть. Слобода располагалась на юго-востоке крепости, где находились бани и «портомойни», эту территорию населяли мастеровые завода и купцы, построившие в этом районе сплавной мост, соединявший Банную слободу с правобережной Купецкой слободой. Улица, на которой находится усадьба, застраивалась с 50-х гг. XVIII в. Среди жителей имела название Грязнухинской, так как грязь на улице не просыхала даже в жаркое время года. Позднее ей было дано другое, официальное название — Разгуляевская (по кабаку «Разгуляй» или «Разгуляйская фартина»). Этот кабак отмечался в списке 13 подобных питейных домов еще в 1811 году.
Усадьба возникла и формировалась в середине XVIII века. Первые владельцы ее неизвестны. Во второй половине 1880-х годов на территории усадьбы строится двухэтажный деревянный жилой дом. По данным 1889 года владельцем усадьбы был екатеринбургский мещанин Илья Петрович Казанцев, участковый пожарный староста. В усадьбе имелись следующие строения: деревянный двухэтажный жилой дом, флигель, службы и баня. Флигель сдавался под ученические квартиры (на трех учеников).
В начале XX века усадьба перешла к новому владельцу — В.Г. Сырчину. Скорее всего, при новом владельце двухэтажный дом Казанцева был расширен и перестроен под доходный дом: он состоял из нескольких квартир. Уличный фронт усадьбы был ориентирован на ул. Гоголя. Из надворных строений имелись жилой дом и две деревянные службы. Все здания были сгруппированы вдоль северной границы участка. Въезд во двор осуществлялся со стороны улицы Энгельса.
В 1941 году территория усадьбы была уменьшена за счет отторжения южной дворовой части для устройства тротуара, а бывшие службы были перестроены под жилье. Фасады жилого дома были зашиты доской. По воспоминаниям бывших жильцов дома, во время Второй мировой войны здесь размещался госпиталь, а затем дом превратился в «коммуналку».
В 1966 году были снесены старые деревянные службы, использовавшиеся в советское время под жилье. Таким образом, из всех усадебных построек дореволюционного периода в настоящее время сохранился лишь жилой дом.
Особняк занимает угловое положение, раскрываясь фасадами на две улицы. В убранстве фасадов использован резной декор. По стилевым формам декоративное убранство представляет соединение модерна с мотивами так называемого «русского стиля» — русского деревянного терема. Здание является образцом профессионального деревянного зодчества г. Екатеринбурга рубежа XIX-XX вв.
В очень запущенном виде особняк был передан в 1994 году Муниципальному Центру народного творчества и художественных ремёсел «Центр «Гамаюн». К 2001 году была проведена реставрация внутренних помещений. А в 2002 году реконструированы два главных фасада: с улиц Гоголя и Энгельса.
СМИ и печатные издания об улице Гоголя и усадьбе И.П. Казанцева